Обзор asterisk rest interface (ari)

Asterisk

Оригинал: http://www.voip-info.org/tiki-index.php?page=Asterisk+introduction
как используя, так и не используяPSTN

Asterisk дает возможность в реальном времени работать как с телефонной сетью общего пользования (ТфОп — PSTN анг.), так и с VoIP сетями

  • Подключить Ваших работников, работающих из дома, к офисной АТС, по широкополосным каналам связи
  • Соединить офисы, вне зависимости от их удаленности, через VoIP, Интернет или через приватную IP сеть
  • Ваши работники получат возможность пользоваться голосовой почтой, интегрированной с Web приложениями и E-mail
  • Даст возможность создавать интерактивные голосовые меню, для доступа абонентов, например, со службой продаж или с другими подразделениями компании
  • Даст возможность доступа к вашей корпоративной АТС работникам, находящимся в командировке, соединяясь с использованием VPN из гостиницы или аэропортов, где есть беспроводные WLAN точки доступа
  • …и многое другое
  • Музыка ожидания (Music-on-hold) для абонентов ждущих ответа в очереди вызовов, поддерживается как потоковое воспроизведение, так и проигрывание MP3 музыки
  • Очереди вызовов, где агенты совместно отвечают на входящие вызовы и мониторят эти очереди
  • Интеграция с системой синтеза речи (Можно обеспечить интеграцию с системой Festival)
  • Ведет записи учета звонков (CDR) для интеграции с билинговыми системами
  • Интеграция с системой распознавания речи (например, с Sphinx Open Source voice recognition software)
  • Имеет интерфейсы для работы со стандартными телефонными линиями, а также для работы с интерфейсами ISDN BRI и PRI

Каналы — телефонные соединения с АТС

SIPIAXMGCPH.323ISDNBRIPRIДополнительная информация:

  • Обзор каналов используемых в Asterisk
    • Asterisk H323 channels: Канал H.323
    • Asterisk IAX channels: Канал IAX Inter-Asterisk-Exchange, для соединения Asterisk серверов
    • Asterisk SIP channels: Канал SIP
  • Asterisk Features: Brief Explanation

Как куда звонить — план набора (dial plan)

extensions.conf

  • Соединить вызывающего с голосовым ящиком, если пользователь не ответил на вызов с основного или дополнительного телефонного аппарата, например, в течении 20 секунд
  • Соединить поступающий вызов с многопользовательской конференцией
  • Перевести вызовы на другой сервер Asterisk
  • Заблокировать вызовы от неопределенных или нежелательных абонентов
  • Получить данные о звонящем, запросом из базы данных по номеру вызывающего абонента (callerID), и принять решение какая группа телефонисток (менеджеров или агентов) должна ответить на этот вызов
  • Создать очереди вызовов и посадить толпу телефонисток для обслуживания входящих вызовов

Дополнительная информация:

  • Asterisk config extensions.conf
  • Asterisk tips and tricks

Управление сервером asterisk — manager интерфейс

  • отслеживать в реальном времени, что происходит в Вашей АТС
  • Отлаживать различные протоколы, при поступающих соединениях и исходящих звонках
  • Просматривать активных пользователей и текущие вызовы
  • Изменять данные во внутренней базе данных asterisk
  • Перегружать конфигурацию без перезапуска АТС

Дополнительная информация:

  • Asterisk CLI
  • Asterisk GUI

Конфигурация сервера Asterisk

файлы конфигурации Asterisk/etc/asteriskДополнительная информация:

  • Asterisk config files: Обзор файлов конфигурации
  • Asterisk config extensions.conf: План набора — ключевая настройка всей функциональности в АТС
  • Конфигурации различных каналов: sip.conf, iax.conf, mgcp.conf и т. д. …
  • Конфигурации приложений: voicemail, meetme conferencing и т. д.

Дальнейшее развитие возможностей и скрипты в Asterisk

  • Используя приложения в плане набора, для достижения нужного вам результата. Существует некоторое количество команд, которые помогут создать Вам нужный скрипт в плане набора, например, gotoif. Можно использовать переменные для хранения и проверки результатов, а также функции, работающие со строками, для обработки процесса вызова абонента.
  • agi: Интерфейс с внешними приложениями, расширяющий возможности Вашего плана набора, при помощи приложений на любом языке программирования по Вашему усмотрению — PHP, Perl, C, Java, Unix Shell и другие
  • manager: API интерфейса администрирования, с помощью которого Ваши приложения могут подсоединяться к Asterisk
  • И, конечно, C API, документированное в исходный кодах

Дополнительная информация:

  • Asterisk.org: Документация, IRC, bug tracker, ссылки, cvs download information
  • Digium: Железки, лицензии, комерческая поддержка, ссылки на комерческих партнеров

Звонки

  • «Внешние звонки»
    Покажет все звонки, поступившие извне на АТС или совершенные ее абонентами вовне. Делится на входящие и исходящие и позволяет искать звонки по очередям и/или группам.
    Помимо очереди(ей), в фильтре для входящих можно выбрать группу (например, если в диалплане после Queue() идет Dial(), то звонки тоже найдутся).
    В дополнение к основным фильтрам: дата, очередь(и) и/или группа, под спойлером есть еще ряд дополнительных. Вот как это выглядит:
    Переключим плашку Звонки: вверху страницы на «Исходящие»
    Фильтр несколько отличается, но в целом все тоже самое.
    Также отмечу, что дополнительные фильтры могут искать звонки как по внутреннему номеру абонента так и по его ФИО (соответствие ФИО номеру задается в «Настройки — Номера — Внутренние», расскажу чуть позже)
  • «Внутренние звонки»
    Отчет найдет вам все звонки между внутренними номерами, т.е. абонентами АТС.
    Подробно останавливаться не стану, думаю здесь все ясно.
  • «Пропущенные звонки»
    Это табличное исполнение отчета «Главная — Общая» в части пропущенных вызовов, т.е. покажет: кто/куда/во сколько вам позвонил и остался без ответа.
  • «Позвонили впервые»
    — А кто нам звонил впервые за указанный период времени (т.е. вообще когда-либо покуда ведется БД звонков с учетом выбранного периода)?
    — А вот кто (скрин снова под спойлером).
    Как и во всех табличных отчетах, мы видим:
    дату звонка, кто из сотрудников ответил, номер звонящего и наш городской, длительность и прочие данные.

FAQ«Звонки»

Настройки

  • «Основные»Путь к файлам записей разговоров, ваш логотип, отображать ли статус АТС, и прочие настройки разместились здесь. Также, внизу страницы, найдутся демон для синхронизации данных АТС в облачную версии и инструкция по его настройке.
  • «Номера»
    • «Внешние»
      На этой страничке нужно внести все ваши «городские» номера и понятную легенду (например, «Москва», «Питер», «Реклама» и т.д.) для них.
    • «Внутренние»
      Началом работы с настройкой служит кнопка «Загрузить номера из БД».
      Она подтянет соответствие внутренний_номер <-> callerid из базы данных (в запросе используются все звонки за последний год).
      Далее список ведется вручную, вы можете исправить его, дополнить, а также задать пароль для каждого сотрудника, дабы он мог авторизоваться и посмотреть свои звонки.
  • «Группы»
    Группировать внутренние номера полезно в случае, если их очень много или нужно разделение, например, на отделы или смены. Список всех групп выглядит следующим образом:
    Добавлять/удалять сотрудников можно по одному, используя мультиселект (ctrl/cmd + ЛКМ):
    и поиск:
  • «Супервизоры»
    Именно здесь администратор редактирует список супервизоров и назначает им доступ к отчетам групп и очередей.
    Меню настройки супервизора похоже на настройку групп, есть все те же возможности.
    Вот как оно выглядит:
  • «Комментарии»
    Внесите необходимые комментарии, и после сможете выставить один из них для любого звонка в группе табличных отчетов.

Что мы умеем сегодня

  • Прослушивать и скачивать записи совершенных вызовов
    (причем скачать можно все записи, найденные по фильтру поиска, одним архивом).
  • Отслеживать качество отработки звонков, оценивать их эффективность
    (кто сколько принял/пропустил/совершил звонков; их продолжительность).
  • Создавать группы внутренних номеров и просматривать отчеты в разрезе этих групп
    (для исходящих вызовов, в отчетах по входящим абоненты группируются посредством очередей Asterisk).
  • Предоставлять каждому супервизору доступ к группам и очередям, отчеты которых он может просматривать.
  • Смотреть статистику входящих звонков в разрезе каждого «внешнего» номера
    (сколько входящих за период было по каждому номеру, сколько принято/пропущено).
  • Просматривать подробные журналы внешних, внутренних и пропущенных звонков, а также журнал позвонивших вам впервые (табличные отчеты с гибким фильтром поиска).
  • Экспортировать все отчеты в Excel.
  • Добавлять комментарии к звонкам (в табличных отчетах).
  • Осуществлять мониторинг АТС
    (мы интегрировали наш сервис с zabbix и отправим вам email/sms в случае обнаружения проблем).
  • Оценить время работы и перерывов каждого оператора очереди за выбранный период.
  • Добавить логотип вашей компании
    (на страничку авторизации и в хедер для локальной версии и только в хедер для облачной).
  • Задать любой вопрос support’у прямо из интерфейса.
  • Смотреть разбивку по количеству входящих и исходящих звонков по областям/краям и прочим субъектам РФ на Яндекс.Карте.

Road map

Пользуйтесь автодополнением астериска

Теоретически, это не совсем относится к диагностике asterisk, но по факту, значительно ускоряет процесс диагностики (если знать об этой возможности).

Дело в том, что в командной строке астериска широко используется автодополнение команд (и параметров!). Набрав команду (или любой ее фрагмент), нажмите клавишу Tab (или знак вопроса — «?») — и asterisk предложит варианты дополнений. Если вариант только один, он сразу дополнит команду. Если несколько — отобразит список вариантов. Достаточно дописать еще несколько букв к команде, чтобы однозначно выбрать нужный Вам вариант — и снова нажимайте клавишу Tab.
Особенно полезно это в случае (например) отображения информации о каком-либо канале:<нажимаем Tab> <набираем пару символов с названием нужного нам канала> <снова нажимаем Tab>

Asterisk. Голосовое меню своими руками

Всем привет. Постараюсь без нудятины рассказать о том, как создать голосовое меню приветствие на Asterisk.

Буду рассказывать на своем примере голосового меню. У меня оно было следующего вида:

Здравствуйте! Вы позвонили в КОМПАНИЮ, выберите пункт меню, введите внутренний номер или дождитесь ответа секретаря

  • один — первый отдел
  • два — второй отдел
  • шесть — шестой отдел
  • для повтора нажмите НОЛЬ

При этом если человек ничего не вводил его должно было перенаправить на секретаря, если человек ввел не то что надо, его тоже перенаправляет на секретаря.

Я разворачивал свой Asterisk в связке с CentOS. На самом деле это не имеет особого значения, но решил все же уточнить.

И так, на момент чтения этой статьи у Вас должно быть следующее:

  1. установленный Asterisk
  2. настроена минимальная маршрутизация звонков в extensions.conf
  3. и как минимум пара внутренних номеров настроенных в sip.conf

Настройка голосового меню для Asterisk

Создаем файл company.tree в корне папки Asterisk. В этом файле будет прописан алгоритм работы голосового меню.

Идем в extensions.conf и в самое начало файла вставляем следующее

#include «company.tree»

этим самым мы подгружаем недавно созданный файл в общий план маршрутизации Asterisk. Там же в extensions.conf ищем где у вас настроены входящие звонки (у меня раздел назван , у вас может быть другое название) и вставляем в самое начало следующую строчку

exten => 84951234567,1,Goto(company_tree,s,1)

здесь вместо 84951234567 указываете Ваш внешний номер при звонке на который будет проигрываться голосовое меню. В моем же случае я просто указывал свой SIP-идентификатор, под которым зарегистрирован у провайдера. Если кратко, то Asterisk переведет нас в контекст company_tree на первую строку «s», который находится в файле company.tree, который мы благополучно подгрузили в общий план маршрутизации выше.

Теперь переходим в файл company.tree и заполняем наш алгоритм голосового меню. Ниже весь код с комментариями:

На этом все. Голосовое меню c приветствием для Asterisk настроено. Осталось только перезагрузить план обзвона из консоли

asterisk -r dialplan reload

Аудиофайлы для голосового меню в Asterisk

Выше в структуре файла company.tree есть строчка

exten => s,2,Background(/etc/IVR/menu)

здесь

  • Background — это команда на проигрывание фоном вашей записи
  • /etc/IVR/ — путь для папки с аудиофайлом
  • menu — название самой записи. Указывается без расширения. Астер сам знает какой файл забрать.

Конвертация WAV в ULAW

В консоли вашей ОС Linux пишем следующее

sox -V /etc/IVR/menu.wav -r 8000 -c 1 -t ul /etc/IVR/menu.ulaw

здесь

  • /etc/IVR/menu.wav — полный путь до вашего файла с расширением, который нужно конвертировать
  • /etc/IVR/menu.ulaw — полный путь и имя файла с расширением, который получите на выходе

После выполнения команды увидите примерно следующее

Качаете WinSCP с ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА При запуске создаете новое подключение к вашему Linux и далее увидите что-то на подобие интерфейса TotalCommander. Ну а дальше копирует файлы, создаете папки и так далее. В моем случае я создал папку IVR в каталоге etc где у меня и лежит мое голосовое меню.

Попытался кратко резюмировать то, что нарыл в интернете, когда разбирался с настройкой голосового меню для Asterisk. В итоге Вам представлена рабочая схема, которой можете пользоваться

Спасибо за внимание

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Техноарена
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: